О греческих партизанах в... Польских Карпатах!
- Валида Будакиду
- 18 Αυγ 2018
- διαβάστηκε 8 λεπτά
В самом центре Одессы, рядом с Греческой площадью, расположился Одесский филиал Греческого фонда культуры. Основной задачей центра является распространение и популяризация греческого языка и культуры. Различного рода выставки, концерты, театральные представления, лекции, конференции, музыкальные вечера проходят в Греческом фонде культуры. Презентация и моей книги ТЕМЕТЕРОН - прошла именно там. К моей безграничной радости мне в Одессе выпала честь познакомиться с Елизаветой Кузьминской-Полихрониди - председателем общества " Греки Одессы", филологом по образованию и учёным по призванию. Я решила сегодня попросить её "зайти в гости на мой сайт"- дать добро на публикацию в рамках моего огромного благотворительного проекта ТЕМЕТЕРОН очень, очень интересной информации о греках, проживающих в Польше. Но, обо всём по порядку....
И так, Елизавета Полихрониди:
Удивительная история о том, как мы из Одессы поехали в Польшу на этнофестиваль и очутились в греческом селе, где живут потомки греческие партизан!

С 21 по 25 июня наша делегация провела в Польше, куда нас пригласили выступить с греческой программой на фестивале в городе Устшики Дольне в Польских Карпатах. Нас приехало 98 человек! Были представители Киева, Одессы и города Белгорода-Днестровского. Из Львова мы выехали тремя автобусами. Сам фестиваль проходил два дня. Мы привезли дипломы и очень приятные воспоминания о чудесных местах и красивой природе, где пришлось побывать, и о людях, с которыми встретились. Очень замерзли. Погода нас подвела. Было 9–12 градусов. И это в июне! Уезжали мы из Одессы, где было 35 градусов тепла.
Выступали часто под дождем, иногда приходилось танцевать не на приготовленных площадках, а на асфальте, чтобы не забрызгать лужами костюмы, но общая атмосфера была очень теплая.
Совершенно случайно встретили там потомков греческих партизан 1949 г., которые приехали посмотреть наш концерт, не подозревая, что услышат греческую музыку. На следующий день мы приехали в их городок возле пропускного пограничного пункта Крощенко и выступили с греческой и украинской программой. Свой городок бывшие греческие партизаны когда-то назвали НЕА ЗОИ (новая жизнь). Сейчас это место называется также, но на польском языке. Столько было слез и восторгов от нашей встречи! Они все хорошо и свободно до сих пор говорят по-гречески, помнят Родину и любят Грецию несмотря ни на что!
Вспомним и мы те события, которые привели к эмиграции по всему миру 700 тысяч человек из маленькой и бедной послевоенной Греции.
Основная волна миграции греческих партизан в Польшу пришлась на 1949 год, когда из Греции, охваченной гражданской войной, ринулись беженцы, значительную часть которых составляли жители
Греческой Македонии – сторонники Демократической армии Греции (ЭЛАС), крестьяне и партизаны-антифашисты. Польша приняла около 14 тысяч (по другим данным 12,3 тысяч) человек, из них четверть – дети. Наши новые польские знакомые отмечали, что большинство приехавших в Польшу греков были из Касторьи, хотя имелись беглецы и из других мест Греции.
Большая часть беженцев прибыла морем в порт Гдыня. Для них был организован лазарет в Дзивнуве на территории Волина, который служил ранее госпиталем военной хирургии и реабилитации. Польское правительство приняло решение поселить большую часть греческих беженцев на «возвращённых землях», к западу от Одера (в окрестностях города Згожелец, где поселилась основная часть греков), на юго-востоке Польши рядом с советской границей. Греки построили в Згожелеце Церковь святых Константина и Елены, которая сохранилась до сих пор.
Детей-сирот правительство Польши распределили по детским домам.
Изначально беженцев приветствовали как борцов против капитализма: им предоставили приличную
государственную материальную помощь в плане строительства новых домов и интеграции в польское общество. Многие стали работать на фермах, где чувствовали себя в полной безопасности и хорошо содержались, но в города переезжало очень мало людей. Вскоре многие стали возвращаться на историческую родину, и к 1957 году в Польше проживало уже около 10 тысяч греков. Однако оставшиеся оказались в тяжёлом положении: ряд их был обвинён в шпионаже в пользу Югославии, и многие из них были в 1961 году депортированы в Болгарию.
После подписания в 1985 году польско-греческого соглашения о предоставлении греческим беженцам пенсий по старости на исторической родине число греков в Польше резко сократилось: многие выехали на родину.
По данным переписи населения 2002 года, в стране проживало 1404 представителя греческой национальности, а также 2793 уроженца Греции и греков, имевших польское гражданство. Греческим языком владели 3166 человек, из них 2759 общались на нём в быту (как правило,
уроженцы смешанных польско-греческих семей). В настоящее время в Польше проживает всего 3600 греков.
Поселилось когда-то в этом городишке, где мы побывали, три тысячи греков, сегодня осталось 10 семейств, в основном старики и дети. Надеются на новую встречу с нами. Особый наш восторг вызвала их председатель – пани Александра Зиембиска, урожденная Юкос! Она и танцевала, и накрывала лично столы, и своей энергией и позитивом заразила всех! На всех фото она в фартуке, замечательная хозяюшка этого места. Но ее улыбка и доброта остались с нами.
Греки-партизаны не забыли своей истории. Возле административного здания стоит памятник Никосу Белояннису, герою Греции, добровольно принявшему смерть за свои убеждения, возведенный на их средства. Памятник есть на наших фото. Мы очень надеемся, что поедем к ним снова. Они очень ждут встречи. Мы – тоже.
полностью провален. Греция тогда, после ряда успешных военных операций против турок, получила сокрушительное поражение из-за того, что, во-первых, страны – члены Антанты, после того, как к власти в Греции пришел Константин 1-й, открыто симпатизировавший немцам и препятствующий Венизелосу, перестали поддерживать Грецию в противостоянии с турками; во-вторых, в это же время в России к власти пришли большевики во главе с Лениным, сумевшие организовать Кемалю Ататюрку существенную помощь, оказавшуюся в конечном итоге, решающей в ходе борьбы Турции с греками. В результате стала возможной и произошла одна из величайших трагедий ХХ века – Малоазийская катастрофа, приведшая к гибели нескольких сот тысяч греков-понтийцев, а также к огромному количеству беженцев, как самостоятельно бежавших из Турции в Грецию, так и попавших туда в результате обмена.
Дело в том, что греческое государство, организованное в 1830 году, после убийства пророссийски настроенного И. Каподистрии, получило в придачу к свободе монархию, а с ней навязанного грекам Оттона I Баварского, который возглавлял Грецию 28 лет. Сколько существовала в Греции эта чужеродная монархия, столько греки с ней боролись. При этом надо понимать, что православные и консервативные греки боролись не с самим монархическим строем, а именно с его чужеродностью здесь, ведь как правило, все монархи, возглавлявшие страну, кроме королевы Ольги, жены Георга первого, были лютеранского вероисповедания. После изгнания Оттона в 1862 году, престол занял второй сын датского короля Георг первый, который был 18-м (!) по результатам проведенного в Греции референдума и набрал всего 6 голосов из нескольких десятков тысяч, но 17 кандидатов до него отказались принять этот пост по разным причинам. Георг I – будущий муж Ольги Константиновны, русской княжны и основатель династии Глюксбургов. Следующие после него греческие короли хотя бы рождались в Греции и знали греческий язык, но, ни у кого из них, по-прежнему, ни у Георга второго, чьей матерью была София Прусская, ни у его отца Константина, ни у его дедушки Георга I, ни капли греческой крови. (Хотя в их официальных биографиях указывалось, что они потомки византийских династий Комнинов, Палеологов и Ласкаридов.) Вот и представьте, сколько греческой крови у Филиппа, мужа нынешней королевы Англии, Елизаветы, официально являющегося греческим принцем.
С лета 1946 года конфликт принял форму гражданской войны между прокоммунистическими партизанами и правительственными войсками Греческой монархии. Гражданская война в Греции стала первым витком холодной войны между Великобританией и США с одной стороны, и СССР и его союзниками с другой. Черчиль поставил Сталина перед выбором, и Сталин посчитал, что выгоднее выбрать в качестве зоны влияния Польшу, с которой у СССР была общая граница, чем маленькую и бедную Грецию. Поражение коммунистов, которым Советский Союз резко прекратил оказывать помощь, завершилось Варкизским (Процентным) соглашением, состоящим из девяти пунктов, решающее значение имели два из них – третий и шестой. Пункт 6 предусматривал разоружение народа, пункт 3 разрешал судебное преследование участников движения Сопротивления, что привело к поголовному преследованию всех партизан.
Остальные пункты соглашения предусматривали гарантии свободы слова, печати, собраний и профсоюзов, отмену военного положения, чистку армии, полиции и государственного аппарата. Но они, как с полным основанием отмечала впоследствии газета «Элефтерия», «никогда не были соблюдены, ни формально, ни по существу».
Член ЦК КПГ и главный редактор газеты «Ризоспастис» К. Карагеоргис справедливо назвал фальшивую позицию Правительства при подписании Варкизского соглашения «крупнейшей политической подлостью во всей новогреческой истории». Первым из руководства ЭАМ во всеуслышание осудил Варкизское соглашение заместитель главнокомандующего ЭЛАС легендарный герой Греции Арис Велухиотис. Он сделал это тогда, когда ЭЛАС еще держала в своих руках оружие и владела большей частью Греции, что давало возможность добиться пересмотра Варкизского соглашения и предотвратить его трагические последствия. Твердо убежденный в необходимости продолжать борьбу, он вместе со своей личной охраной не сдал оружия и ушел в горы. Его исключили из КПГ за неподчинение условиям
Варкизского соглашения. 16 июня 1945 г. он погиб в бою с карателями. Но еще до его гибели, на пленуме Центрального комитета КПГ в апреле 1945 г. с осуждением Варкизского соглашения выступил и подписавший его первый секретарь ЦК Компартии Греции Г. Сяндос.
Но было уже поздно. 16 февраля 1945 г. началось разоружение ЭЛАС. Несмотря на глубокое разочарование, охватившее народную армию, сдача оружия проходила организованно, что вновь продемонстрировало высокую дисциплину войск ЭЛАС. 28 февраля ЭЛАС прекратила свое существование.
Так греческие коммунисты, победившие как солдаты на поле боя своих многочисленных внутренних и внешних врагов, потерпели поражение как генералы вследствие своих собственных ошибок.
Тот факт, что правительство Вулгариса и стоявший за ним «черный фронт» действительно развязали террор против греческого народа, подтвердили и иностранные наблюдатели, посетившие в то время Грецию. «Мне пришлось наблюдать ужасающую драму, – писал 10 июля 1945 г. корреспондент «Рейнольд ньюс» Дэвид Реймонд. – Демократы испытывают невероятный террор со стороны государственных органов и бандитов, сотрудничающих с ними».
За четыре месяца после Варкизского соглашения число убитых борцов Сопротивления превысило 500 человек, а арестованных – 30 тыс. В провинции действовали многочисленные бандитские отряды правых, убивавшие разоруженных партизан без суда и следствия. Насчитывалось не менее 20 тыс. вооруженных террористов, действовавших совместно с полицией и жандармерией. Следственные органы не успевали выяснять причину арестов, не знали ее и те, кто был брошен в тюрьмы. «Я посетил камеры тюрьмы в Александруполисе, – писал специальный корреспондент английского журнала «Нью стейт-смен энд нейшн», совершивший турне по Греции, – и опросил 300 человек, знают ли они, за что их арестовали. Лишь трое из них знали».
С каждым днем нарастала кровавая волна террора. К середине июля, по данным центрального органа ЭАМ – газеты «Элефтери Эллада», в тюрьмах находилось 20 тыс. граждан, в том числе 600 женщин и 350 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. «Среди заключенных, – с гневом и возмущением писала газета, – много туберкулезных, больше чем у 300 из них идет кровь горлом. Четыре человека сошли с ума... В течение 8 месяцев, которые регент назвал периодом «великой свободы», 100 тыс. греков прошли через тюрьмы и полицейские участки, были избиты или замучены. 80 тыс. граждан подверглись преследованиям за демократические убеждения. Число убитых и расстрелянных без суда превышает 500 человек... Действительной властью в провинции являются банды уголовников, сотрудничающие с местными властями и жандармерией.
Гражданская война имела катастрофические последствия для самой Греции. Будучи и так экономически отсталой страной, Греция была отброшена на несколько десятилетий назад в результате военных действий на своей территории. Около 700 тыс. человек стали беженцами всего через 20 лет после того, как Греция приняла 1,5 млн. беженцев из Турции. Около 25 тысяч греческих детей оказалось в странах Восточной Европы. Около 100 тысяч человек (по 50 тысяч с каждой из сторон конфликта) погибло в ходе сражений.
Греция получила экономическую помощь США, хотя большая её часть пошла на импорт продуктов питания из США и стран Западной Европы. Во время конфликта на Кипре, который стремился завершить энозис с Грецией, Великобритания и США не пошли на уступки Греции, молчаливо поддержав разделенный Кипр в рамках политики «разделяй и властвуй». При этом 18% турецкое меньшинство получило 37% территории острова. В ответ в Греции распространились антиамериканские и антибританские настроения, сохраняющиеся до наших дней. При этом отношение к России в Греции также неоднозначно. Греческие партизаны прекрасно помнят предательство правительства СССР по отношению к ним.
Помнят о том, как им препятствовали в выезде на родину до развала СССР. Наши польские знакомые говорили нам, что их предали дважды: сначала их, использовав в конфликте, безоружными бросили в лапы врагу, а потом, вывезли в СССР, и буквально через пару-тройку месяцев поменяли эти территории в обмен на польскую Волынь.
В СССР основная часть бывших греческих партизан была вывезена в Ташкент, где для них (и для мировой общественности) было создано подобие агитационной «потемкинской деревни». Для привыкших к горному морскому климату греков это были непривычные и тяжелые условия, в которых многие долго не выдерживали, а первые два десятилетия для них выезд за пределы Ташкента был строго ограничен…
Эти события в конечном итоге привели к вступлению Греции и Турции в НАТО (1952 год) и установлению влияния США в Эгейском море.
Comments